Страничка школьного психолога
Иванова Елена Николаевна
(педагог-психолог, кабинет № 208)
Понедельник 8.45-16.30
Вторник 8.45-16.30
Среда 8.45-16.30
Четверг 8.45-16.30
Пятница 8.45-16.30
Образование:
- Высшее ТПИ – 1994 год
- Высшее ТГПУ – 2002 год
- Высшее ТГПУ (магистратура ) – 2022 год
Категория: высшая
Личные сайты:
Видеоролик: профессиональная деятельность педагога-психолога Ивановой Е.Н.
Профессиональная переподготовка:
- ООО «Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов» по программе «Деятельность социального педагога с учетом ФГОС», 2021 год.
- «Теория и практика социально-психолого-педагогической деятельности», КРИПКиПРО, 120 ч., 2015г.
- «Специфика обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях», ТОИПКРО, 108 ч., 2018 год
- «Современные аспекты тифлопедагогики. Реализация адаптированных основных образовательных программ на основе требования ФГОС образования обучающихся с ОВЗ», ООО «Академия развития образования»,108 ч., 2019 год.
- «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС», 72 ч., 2020 год.
- «Тифлопедагогическое сопровождение слепых и слабовидящих обучающихся в образовательном процессе», РГПУ им.А.И.Герцена, 72 ч., 2020 год.
- «Психолого-педагогическое обеспечение современных практик воспитания и социализации», ТГПУ, 72 ч., 2021 год.
- «Методология и технологии психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья», ИКП Российской академии образования, 72 ч., 2021 год.
- 2022 год – Региональный центр развития образования. Дополнительная профессиональная программа «Эффективная игровая диагностика в профориентации поколения Z» (32 часа)
- 2022 год – Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Дополнительная профессиональная программа «Развитие современных педагогических компетенций в рамках проекта «Цифровая образовательная среда»» (18 часов)
- 2022 год – АНО «Центр непрерывного развития личности и реализации человеческого потенциала». Дополнительная профессиональная программа «Организационно-методическое обеспечение профориентационной деятельности педагога- навигатора в рамках реализации Всероссийского проекта «Билет в будущее»» (72 часа)
- 2023 год- «Институт изучения детства,семьи и воспитания» ( ФГБНУ «ИИДСВ»). Дополнительная профессиональная программа «Алгоритмы межведомственного взаимодействия в деятельности субъектов системы профилактики.Уровень образовательной организации» (36 часов)
- 2024 год — ОГАОУ «Томский региональный центр развития талантов «Пульсар». Программа повышения квалификации «Профилактическая работа с обучающимися по итогам социально-психологического тестирования » (32 часа)
Победитель Регионального этапа Всероссийского конкурса »Педагог-психолог России — 2021″
Торжественная церемония вручения благодарственных писем и премий работникам образовательной сферы (2021 г.)
Региональная неделя психологии. Представлен опыт работы по теме: «Коррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ» (2020 г.)
Основная функция психолога в школе — осуществлять психолого-педагогическое сопровождение как учащихся и их родителей, так и коллектива учителей. Многие считают, что детский и школьный психолог — это одно и то же, на самом деле это не так.
Детский психолог следит за развитием ребенка с младенчества и в течение всего периода детства, а школьный сопровождает детей именно в школьной жизни.
Родители желающие получить консультацию или задать интересующие вопросы психологу могут: обращаться по телефону:
☎ +79969388779 (в будние дни с 8.45-17.15)
Консультации для родителей
Уважаемые родители (законные представители) обучающихся!
Для общения в социальных сетях и мессенджерах, предлагаем вашему вниманию — памятку
«Этика поведения в родительских чатах».
Важно!
Участники родительских чатов объединены вовсе не дружбой, а необходимостью. Именно поэтому все родители должны соблюдать элементарную этику общения в чатах.
Родительский чат — своего рода инструмент для удобства участников образовательного процесса. В классных коллективах решаются организационные вопросы. Но, просматривая чат ежедневно, можно понять, что любую, даже самую интересную идею, можно превратить в полный абсурд.
Так происходит потому, что большинство родителей (законных представителей) просто не слышат друг друга. Они не допускают мысли о том, что у кого-то может быть другая точка зрения. Отсюда бесконечные конфликты и споры. Участники вступают в диалоги только для того, чтобы оспорить чье-то мнение, «выделиться из толпы». Чтобы родительский чат стал действительно важным инструментом, родители и должны соблюдать элементарную этику общения в подобных группах.
1. Обходиться без благодарностей
Наверняка, каждый участник родительского чата частенько видит картину: выложено сообщение, а за ним еще 30 сообщений с репликами «спасибо». К слову, между этими репликами еще и встречаются уточняющие вопросы от особо непонятливых родителей. К концу таких «диалогов» можно потерять суть главной информации и понимания того, что же все-таки надо сделать. Постоянные благодарности в родительском чате совершенно ни к чему. Это засоряет всю беседу, в результате чего многие не могут найти нужную информацию.
2. Уважать чужой отдых
Конечно, все родители ставят родительские чаты на беззвучные режимы. Но все-таки не стоит начинать обсуждение проблем до 9 утра и после 20 вечера. Люди приходят с работы и хотят отдохнуть после тяжелого дня, а не вступать в дискуссии. Следует уважать чужой отдых и хотя бы смотреть на часы перед тем, как отправить сообщение.
3. Запрет на аудио сообщения
Отправление голосовых сообщений в родительский чат — моветон. Это раздражает многих родителей, особенно, когда таких аудио сообщений несколько подряд и их продолжительность составляет больше минуты. Лучше коротко написать свое мнение, тем более голосовые сообщения мало кто будет слушать или они станут доступны не тем, кому непосредственно адресованы.
4. Никаких поздравлений
В мессенджерах есть отличные функции — можно отправлять яркие анимации, стикеры, картинки. Однако это уместно только в личной переписке. В родительском чате подобные элементы недопустимы. Бесконечные картинки с ангелочками, довольные смайлики и череда реплик «спасибо» — просто лишний мусор в родительской группе. Кроме того, иногда праздники не являются общими.
5. Запрет на глупые посты
Частенько в родительском чате проскакивают сообщения — объявления личного характера. Для таких сообщений существуют специальные группы как в мессенджерах, так и в социальных сетях. Совершенно ни к чему засорять ими чат.
6. Взаимная вежливость
В родительских чатах без споров не обойтись. Родители спорят по поводу и без повода, иногда споры ведутся даже по пустякам. Но даже в таких случаях все родители обязаны вести себя вежливо по отношению к собеседникам. Ни в коем случае нельзя переходить на личности, оскорблять кого-то из родителей или ставить себя выше других. Если сложно справиться с агрессией, лучше вообще промолчать и не вступать в баталии.
7. Спам
Не публиковать в чат:
- фэйковые новости;
- вопросы по поведению любого ребенка и любые конфликтные ситуации. Все вопросы могут обсуждаться в только в личной переписке с родителем и педагогом;
- постороннюю информацию в виде фото или картинок, рекламу;
- просьбы о передачи информации о здоровье своего ребенка, время опоздания и т.п. (эту информацию пишите лично классному руководителю).
8. Не учить других
В родительском чате часто выясняется, что некоторые родители пишут безграмотно. Есть и такие, которые физически не могут терпеть ошибки в самых простых словах. Нужно запомнить: у каждого родителя свой уровень образования. Никаких фраз относительно безграмотности кого-то из родителей в чате быть не должно.
Заключение
Родительский чат — это публичное пространство, в котором так же, как и в обществе, нужно соблюдать правила приличия. Разумеется, не должно быть хамства, нецензурной брани, обсуждения отсутствующих родителей и самих школьников. Сейчас у родителей есть прекрасная возможность всегда оставаться в курсе событий, но для этого все должны соблюдать этику электронного общения.
Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей — помочь детям в развитии социальных навыков.
Вам просто необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми.
Социальный успех определяется рядом условий:
Личная привлекательность. Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность — это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.
Навыки общения. Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения — обширная и многообразная практика.
Помогите ребенку стать хорошим другом. Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду.
В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку.
Верьте в своих детей. Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.
- Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, так как она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай.
- Следующая проблема, с которой сталкиваются учащиеся, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарий — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга. Упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрещивание» и проводится таким образом нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «X», и несколько минут смотреть на него.
- Упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков.
Уважаемые родители, не забывайте придерживаться следующих рекомендаций для сохранения психического здоровья вашего ребенка в период летнего отдыха
- Общайтесь с детьми сдержано, спокойно, мягко.
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнение домашних поручений и сна должно соответствовать этому распорядку.
- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
- Для подкрепления устной инструкции используйте зрительную стимуляцию.
- Не давайте ребенку сразу несколько заданий в определенный отрезок времени.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля поведения.
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе помогут ребенку снять эмоциональное напряжение.
- В отношениях с ребенком поддерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте его успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- Перед отъездом проконсультируйтесь с врачом о соблюдении режима питания
- Не забывайте об индивидуальной диете вашего ребенка (если такая есть)
- Участвуйте вместе со своим ребенком в какой-либо деятельности.
Режим дня ребёнка с ОВЗ, в прочем, как и любого другого ребёнка должен соответствовать его потребностям и его индивидуальным особенностям. Если ребёнок будет ложиться спать вовремя и вставать в то же самое время, как и во время обучения в школе, на протяжении всего дня он будет чувствовать себя бодрым. Но, если проспит до 11-ти, то его будут сопровождать на протяжении всего дня вялость и апатия.
Ребёнку необходимо отдохнуть от школы, в связи с этим, в режим дня обязательно должны входить активные игры, спорт, прогулки на свежем воздухе. Большую часть учебного времени ребёнок проводит за партой, поэтому, для нормального развития ему просто необходим свежий воздух и движение. Во время каникул или выходных дети должны не только отдыхать, но и заниматься каким-либо полезным делом, возможно, помогать близким на даче, или наводить чистоту в доме. Главное, чтобы ребёнок в меру отдыхал и в меру трудился.
Начните заблаговременно планировать совместное времяпровождение. Предложите в этом поучаствовать своему ребёнку. Можно обсудить список вещей, которые необходимо взять с собой в поездку или путешествие и вычеркнуть лишнее. Придумайте тему для каждого дня отдыха и составьте свой календарь. Составьте распорядок дня и попробуйте в выходные прожить по этому распорядку. Таким образом, вы приучите своего ребёнка не только планировать свои дела, но и ценить время.
И, если все рекомендации о том, что дети должен иметь не только пищу для желудка, но и для ума и для тела, будут учтены, если вы (родители) не забудете, при этом, о предпочтениях и обязательствах своего ребёнка, если каникулы (выходные) будут продуманы заранее, полностью и лучше вместе со своим школьником, то в результате отдых будет полезным, правильным и запоминающимся.
Для выявления рисков социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к зависимому поведению, а также вероятность вовлечения в зависимое поведение подростков и молодежи на территории РФ проводится обязательное единовременное социально-психологическое тестирование на основе Единой методики СПТ
Основание
Приказ Министерства образования и науки РФ от 16.07.2014 г. № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»
Принципы тестирования
Добровольность
Тестирование обучающихся проводится при наличии информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании
Обучающиеся от 15 лет дают письменное информированное добровольное согласие самостоятельно, от 13 до 15 лет — их родители (законные представители)
Конфиденциальность
Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных
Социально-психологическое тестирование
проводится посредством online-тестирования по Единой методике.
ПРИМИТЕ ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ!
УЧАСТВУЙТЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ!
Как помочь ребенку учиться?
Наука развивает многие сферы жизни человека, но мы почему-то всегда забываем о ней, когда речь заходит о воспитании детей и решении семейных проблем. А зря! Регулярно проводятся исследования, расширяющие горизонты понимания всего того, что мучает каждого родителя: как мотивировать ребенка хорошо учиться? Как помочь ему справиться с адаптацией в школе? Перед Вами Топ-10 советов психологов и педагогов из современных научных статей и диссертаций, посвященных воспитанию и обучению детей.
1. Контролируйте, но не делайте за них сами
Известный исследователь проблемы школьной неуспеваемости Менчинская Н. А. отмечает, что основной причиной неуспеваемости становится «утрата учащимися позиции школьника». Дети теряют интерес к развитию, потому что оно нужно не им, а родителям (для себя им достаточно новой компьютерной игры).
Значит, нужно восстановить их позицию, но не делать задания за них, а контролировать процесс, проверяя не содержание, а порядок и наличие домашней работы. В противном случае Вы вырастите не успешного человека, а безынициативного и зависимого Акакия Акакиевича, неспособного к принятию самостоятельного решения.
Если ребенок все же упорствует в намерении стать Акакием, то обратите внимание на то, как можно бережно и мягко настоять на своем и решить проблему прямо сейчас.
2. Не наказывайте, а мотивируйте
Учитель младших классов и автор научных статей Борисова И. Н. считает, что «совершенно недопустимо, когда родители в наказание за плохую успеваемость лишают детей прогулки, отдыха, активно выражают свое недовольство, а тем более «учат» ремнем.
Преподаватель недаром заостряет на этом внимание, ведь на практике виден результат таких методов — полное неприятие не только учебы, но и семьи. Значит, необходимо мотивировать ребенка не страхом, а чем-то иным, как вариант, примером авторитетов для нового поколения. Нужно проанализировать интересы ребенка (посмотреть плей-лист в Ютубе, музыку или историю посещений на компьютере) и выделить тех людей, которые получили образование. Беседы о них позволят Вам найти поводы для общения и помогут достучаться до подростка: «Посмотри, чего он достиг? Разве ты не хочешь подобного?». Для примера посмотрите мотивационные тренинги известных психологов и бизнесменов — их арсенал мягкого воздействия на личность поможет и Вам.
3. Не подкупайте, а хвалите
«Почаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться» — пишет Борисова И.Н.
А вот попытки задобрить ученика негативно скажутся на его личностном росте — он будет слишком зависимым от материальных благ. Получится, что все его усилия не для себя, а ради награды (как медведь в цирке). Сформируется неадекватный взгляд на мир: делаю для галочки за оценку = получаю прибыль. А в жизни все по-другому, поэтому иногда отличники-зубрилы уступают сметливым троечникам. Вся суть мотивации — убедить ребенка, что он учится ради себя, а Вам лишь приятно осознавать, что его будущее обеспечено высоким уровнем базовых знаний.
4. Не конфликтуйте, а договаривайтесь с учителем
Многие родители ищут проблему не в ученике, а в его наставнике: «Он не так учит!». «От взаимоотношений классного руководителя и школьника на исходном этапе адаптации во многом зависит дальнейшее развитие микроклимата в системе отношений «учитель — ученик», которое является ключевым при адаптации ребенка к школе» — отмечает исследователь Шлыкова Д.В. из Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.
Если Вы будете спорить и ссориться с преподавателем или критиковать его дома, то ученик потеряет наставника и приобретет врага. Потом он научится манипулировать Вами и стравливать Вас с учителями и администрацией школы. В итоге ни Вы, ни школа не добьетесь того, чего Вы все хотите — хорошей успеваемости. Для того чтобы конструктивно решить проблему, нужно поговорить по душам с учителем и выяснить: в чем он видит причину неуспеваемости? Каково поведение ребенка в школе? Как он общается с персоналом школы и одноклассниками? Только в диалоге Вы сможете понять друг друга и выработать общий план действий, который будет работать на Вас.
5.Не перенагружайте, а распределяйте нагрузку равномерно
Проанализируйте график ученика: возможно, музыкальная школа была лишней в этом году. Как показывает европейское исследование Жоана Доменича и Бенжамина Монтенегро (западных экспертов в сфере образования), дети с повышенной внеклассовой активностью на этапе наивысшего напряжения ломаются и перестают следить за успеваемостью: они выдыхаются.
Не стоит доводить до стресса и возникновения комплексов («За все берусь, ничего не успеваю»), нужно просто переосмыслить подход к досугу ребенка. Не нужно добавлять все и сразу, так ничего не получится хорошо. Выберете стоящее вместе с учеником и уберите лишнее.
6. Не учите, а показывайте на примере
Иногда родители берут на себя задачи учителей и стремятся догнать и перегнать школьную программу, однако все то же исследование западных коллег убеждает нас в том, что подобная стратегия вредит детям. Разрываясь между теми и этими знаниями и заданиями, они теряют интерес к ним и становятся пассивными наблюдателями учебного процесса. Они перенасыщаются теорией. Лучший способ помочь ребенку учиться хорошо — это показать практическую значимость информации. Например, посчитайте стоимость килограмма макарон в супермаркете и выберете выгодные. Определите вредных и полезных обителей огорода при посадке картошки. Попросите проверить смс на наличие ошибок.
7. Не ворчите, а разговаривайте
Дети не любят морализаторства и рассказов о былом, а родители пользуются их зависимостью и щедро выливают весь свой опыт на маленького человека… зачем? Мир меняется на глазах, сейчас люди другие, и Ваш опыт вряд ли (будем откровенны?) поможет ученику преуспеть. В Ваше время ценились юристы, сегодня — программисты, а завтра? Они узнают это завтра, и нет нужды навязывать им свой путь и свои ценности. Лучше поговорить на равных и проявить уважение к новому. Так Вы расположите к себе ребенка и поможете ему выбрать свою дорогу.
Школьная тревожность — это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Вот несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению:
- Учебные нагрузки;
- Неспособность учащегося справиться со школьной программой;
- Неадекватные ожидания со стороны родителей;
- Неблагоприятные отношения с педагогами;
- Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
- Смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом.
Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося.
Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами, маскируясь под другие проблемы. Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.
Нежелание ходить в школу чаще всего возникает из-за недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках — признак школьной тревожности. Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях. Например, ребенок может краснеть (бледнеть), отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках.
Т.к. школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она вызвана различными причинами и проявляется в различных формах, то и рекомендации для родителей по снижению уровня тревожности у ребенка, приведем согласно возрасту:
Для родителей первоклассников:
Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится — у него может что-то не сразу получаться.
Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Не пропускайте трудности на первом этапе обучения.
Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
У ребенка должно оставаться время для игровых занятий.
Для родителей пятиклассников:
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей. Поддерживайте авторитет учителя.
Обсуждайте с ребенком его школьные дела, учебу и отношения с друзьями.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
Для родителей десятиклассников:
Важно помочь ребенку научиться грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и внеучебных дел.
Предоставить возможность ребенку обсуждать свои жизненные планы, не навязывая принятого заранее решения.
Строить отношения с ребенком на новых — партнерских началах.
Для родителей выпускников, готовящихся к ЕГЭ:
Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными: важно, чтобы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать в случае неудачи.
Необходимо поддерживать у учащегося ощущение готовности к экзамену, отмечая затрачиваемые усилия и их результат.
Через каждые 40-50 минут менять вид деятельности. При параллельной подготовке разных предметов желательно чередовать естественно-научные и гуманитарные дисциплины.
Желательно, чтобы выпускник при желании имел возможность рассказать родителям выученный материал.
Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам.
Важно особенно внимательно следить за режимом питания ребенка.
1) Не вешайте «ярлыки» на ребенка. В порыве досады многие из родителей бросают в ребенка фразами: «какой же ты недотепа!», «ты у меня ужасный неряха», «от тебя не будет толку в будущем» и пр. Если ребенок изо дня в день слышит про себя нелестные отзывы от самых близких и родных людей, вряд ли он будет думать о себе обратное и вырастет с адекватной самооценкой и уверенным взглядом в свое будущее.
2) Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Зачастую дети и сами понимают, что, к примеру, «Маша намного способнее в учебе», а «Миша – сильнее и увереннее в себе». Ваш ребенок и сам постоянно сравнивает себя с ровесниками и, таким образом, формирует внутреннюю самооценку.
3) Не ругайте за неудачи в учебе. Если ребенку с трудом даются школьные науки, не стоит ежедневно отчитывать его и еще более усугублять ситуацию. Когда родители каждый день отчитывают ребенка за каждую плохую отметку – ждать от него уверенности в себе, скорее всего, не придется. Если вы хотите подтянуть ваше чадо в учебе – занимайтесь с ним дополнительно. А в случае, когда малыш сильно переживает, что не получил пятерку, внушите мысль, что отличные оценки не главное в жизни, намного важнее – приобретенные знания.
4) Не подавляйте ребенка в ссорах. Разрешите и ему высказывать свою точку зрения и отстаивать собственное мнение. Не подавляйте ребёнка там, где в этом нет необходимости. Подавление личности, таким образом, может негативно сказаться не только на уверенности в себе, но и серьезно расшатать психику ребенка.
5) Предоставляйте право выбора. Разрешите ребенку принимать самостоятельно некоторые решения – при выборе игрушек, предметов одежды или маршрута прогулки. Все это не только сделает его более самостоятельным, но и укрепит его уверенность в себе.
6) Разговаривайте с ребенком. Нередко доверительная беседа в спокойной обстановке творит настоящие чудеса. Большинство детей любят длительные беседы, в которых родители вспоминают свое детство, приводят аналогичные истории из их школьной жизни и рассказывают, как они справлялись с возникающими трудностями.
Расскажите, как вы чего-то боялись или что-то вам никак не удавалось сделать, но как успешно вы справились со сложностями и как со временем становились все более уверенным в себе.
7) Хвалите ребенка. Ежедневно делайте акцент на реальных достоинствах ребенка. Если ваше чадо способно в математике или в спорте, делайте акцент на этом. Ни одно достижение или способность ребенка не должны остаться незамеченными в семье.
8) Говорите правильные слова-установки. «Мы рады, что ты у нас родился», «мы очень любим тебя», «мы понимаем тебя», «мы всегда защитим тебя», «мы доверяем тебе» — вот те фразы, которые должны произноситься в семье ежедневно. Главное, чтобы они говорились искренне.
9) Давайте ребенку небольшие задания, которые бы он с успехом мог выполнить. Возможно, ваше чадо прекрасно умеет вытирать пыль или идеально складывать свои вещи в шкаф – значит, надо просить его это делать и подчеркивать отличное выполнения задания. Покажите ребенку, что он способен сделать некоторые вещи даже лучше вас.
10) Учите не бояться неудач. Объясните малышу, что все совершают ошибки, и это вполне естественно. Приучайте ребенка решать проблемы, не унывая и смело смотря вперед. Настраивайте на позитивное мышление и приучайте к оптимистическому восприятию мира.
11). Найдите сферу, где ребенок был бы наиболее успешен. Так, например, если малыш не умеет рисовать и сам понимает, что его картины много хуже, чем у маленьких коллег по изостудии, не стоит водить туда ребенка. Часто от родителей можно услышать: «Начатое дело надо доводить до конца, и ребенок обязан закончить музыкальную (художественную) школу». Как уверяют психологи: это неверный подход и ничего полезного в развитие творческих способностей и уверенности в себе он не принесет. У каждого малыша обязательно найдется та сфера, где он смог бы максимально проявить свои таланты: кто-то в пении, кто-то в спорте, кто-то в театральной студии. Но эти таланты проявляются не сразу – порой нужно попробовать несколько секций-кружков, чтобы понять, в чем действительно силен ребенок. Поддерживайте все начинания ребенка и предоставьте ему возможность выбрать занятие по душе.
12) Создайте правильную обстановку дома. Спокойная, гармоничная аура в доме, благоприятный психологический климат – пожалуй, одно из самых главных моментов в психологическом развитии ребенка. Если ребенок видит любящих друг друга родителей, понимает, что его любят и уважают как личность, — то он вырастет с адекватной самооценкой и уверенностью в себе. Не стоит забывать, что то, какая самооценка будет у вашего ребенка – зависит, в первую очередь, только от самих родителей.
- Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
- Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
- Поощряйте в ребенке инициативу.
- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
- Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
- Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
- Анализируйте вместе с ребенком его неудачи, делая правильные выводы.
Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.
Потребность в родительской любви одна из самых сильных человеческих потребностей. Родителям необходимо всю жизнь учиться любить своих детей, учиться проявлять свою любовь наиболее полезным для ребёнка образом.
Любить ребёнка – это, значит, уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребёнку, учиться принимать его таким, каков он есть. Только при полной уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира, воспитание гармонично развитой личности. Безусловная любовь позволяет родителям найти баланс между излишней строгостью и излишней мягкостью, подобрать ключик к ребёнку, что в свою очередь является залогом эмоционального благополучия ребёнка.
Однако недостаточно просто испытывать тёплые чувства к детям, как и недостаточно только говорить об этом. Передавать любовь в их сердца – вот что важно, а для этого любить их такими какие, они есть. Отлучённые от безусловной любви, наши дети оказываются обездоленными: не наполняется позитивными эмоциями ёмкость их души – нет «горючего», и поэтому они не имеют энергии для успешного плавания по морю жизни.
«Язык» любви – это физический контакт
Очень не многие родители пользуются этой прекрасной и совсем не требующий усилий возможностью пополнить эмоциональный запас детской души. Если физический контакт сочетается с визуальным, тем лучше для ребенка, так он скорее почувствует себя любимым. Говоря о физическом контакте, имеется в виду не только объятия и поцелуи, но также прикосновения к плечу, к руке, похлопывание по спине. Все эти жесты говорят ребенку о том, что вы любите его, и в таком случае запас его положительных чувств не иссякнет. Поcтyпая таким образом, мы выражаем свою безусловную любовь к ребенку. Исследования показали, что прикосновения к детям способствуют их физическому и умственному развитию. Физический контакт с маленьким ребенком обычно приносит хорошие плоды и позже в подростковом возрасте. Родители, которые раньше щедро делились любовью с малышом, с удовлетворением замечают, что и подросший ребенок тоже доставляет им много радости.
«Безраздельное внимание»
Оно подразумевает полное внимание к личности ребенка — такое внимание, которое скажет им о том, что их действительно любят. Смысл в том, чтобы ребенок чувствовал свою ценность в ваших глазах, как личности, которая достойна вашего безраздельного внимания и искреннего расположения.
«Помощь»
Бескорыстная помощь родителей своим детям — подлинное выражение любви. Любящая помощь — это искреннее желание отдать свои силы другому. Любящее служение — это дар, а не обязанность, оно происходит свободно, а не по принуждению. Когда родители помогают детям, испытывая при этом горечь и сожаление, физические потребности детей могут быть удовлетворены, но их эмоциональное развитие пострадает. При этом родители не должны делать для детей то, что они могут сделать сами. Родители, которые не понимают этой разницы, могут искалечить детей и не дать им достигнуть зрелости во имя любви.
«Подарки»
Подарок — это видимое выражение эмоциональной любви. Греческое слово, соответствующее нашему слову подарок, это charis, то есть благодать или незаслуженный дар. По самой сомой своей природе подарок — это не есть нечто, заслуженное ребенком; он дается потому, что родитель хочет, делится своей безусловной любовью с ребенком. Некоторые родители не понимают этого. Они думают, что делают подарки детям, а на самом деле платят им за оказанные услуги. Когда такое происходит, «язык любви» под названием подарки здесь не причём.
Родитель должен постоянно напоминать себе, что:
1. Это просто дети.
2. Поэтому они и ведут себя как обычные дети.
3. Очень часто в детском поведении мало приятного.
4. Если я буду правильно выполнять свою роль родителя и любить их независимо от их плохого поведения в данный момент, они смогут стать более зрелыми и отказаться от детских выходок.
5. Если же я буду любить их только тогда, когда я доволен ими (так называемая обусловленная любовь), и только тогда буду проявлять свою любовь, дети не будут чувствовать моей постоянной глубокой любви, и это, в свою очередь, вызовет их неуверенность, снизит их самооценку и действительно помешает им развивать в лучшую сторону свой самоконтроль, добиваться более зрелого поведения.Следовательно, и я как родитель несу ответственность за поведение детей и их развитие.
6. Если я люблю своих детей безусловно, они будут о себе хорошего мнения и будут с собой в ладу. Тогда они смогут контролировать свою тревожность и соответственно свое поведение по мере взросления.
7. Если же я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования или достигают того, чего я от них жду, они будут чувствовать себя некомпетентными; у них появится ощущение, что стараться бесполезно, как бы они ни старались, всегда этого недостаточно. Такие дети станут жертвами неуверенности, тревожности и низкой самооценки, и это будет постоянным препятствием их эмоциональному и поведенческому росту.
8. Ради себя и ради своих детей я должен все время стараться, чтобы моя любовь к ним была, насколько только это возможно, безоговорочной. Будущее моих детей зависит от крепости этого фундамента.
Принципиально важно знать, что ребенок с самого рождения исключительно эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир – своих родителей, свой дом, самого себя.
Если его мир враждебный, отталкивающий, нелюбящий, то тревожность влияет на его речь, поведение, способность общаться и учиться.
Своим поведением ребенок постоянно спрашивает родителей: «Вы меня любите?» И ответ для него жизненно важен. Он должен диктоваться не только чувством безусловной любви, но и поведением родителей, проявляющих в своих поступках безоговорочную любовь.
Родители должны понять, что дети отражают любовь: если они получают ее, они ее и возвращают.
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую, оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.
Экзамены – лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно пить простую или минеральную воду, зеленый чай.
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Советы ученику, выпускнику, сдающему экзамены.
- При подготовке к экзамену на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, мешающего.
- Перед занятиями проветрите комнату, выключите телевизор.
- Не рекомендуется заниматься поздно вечером, такая работа менее эффективна, материал не усваивается.
- Взяв билет, начинайте готовиться с того вопроса, который, пусть совсем немного, но для вас легче. Напишите примерный план ответа. Когда вы это сделаете, то сразу почувствуете некоторое облегчение. Вы как бы освободитесь от нервозности и вся ваша энергия будет направлена на экзаменационный ответ.
- Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
- Вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.
- Вы ошиблись? Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены в своей правоте, лучше согласитесь. Не бойтесь ошибок! Используя ошибки, учитесь лучше разбираться в усваиваемом материале.
- Мысли о возможном провале недаром называют саморазгружающими.
Готовясь к предстоящему экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь. Напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, долгожданного победного ответа. Учитесь ставить конкретные цели и стремитесь к их реализации.
Мы так много внимания уделяем успеваемости в школе, оценкам, подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, что не всегда видим, ради чего всё это. За пределами школы наших детей ждет профессиональная самореализация — и большинство подростков оказываются к ней не готовы. По статистике, 90% старшеклассников не задумывались, кем они станут и где будут учиться после школы*.
«Билет в будущее» — профориентационный проект для школьников 6-12 классов, главная задача которого — научить ребят осознанно принимать решения и помочь каждому подростку в выборе будущей профессии и образования.
Как построен проект? Проект «Билет в будущее» организован при поддержке Министерства просвещения РФ, в нем участвуют школы во всех регионах России, он длится с сентября по декабрь 2023 года и проходит онлайн и очно.
Этапы проекта
Проект нацелен на практическую профориентацию, и каждый школьник примет участие в 3 этапах:
- Пройдет онлайн-тестирование на базе школы, которое поможет ему понять, какие у него сильные стороны, какие профессии ему могут быть интересны, какие навыки ему пригодятся в этих профессиях;
- Посетит выставки, «Фестиваль профессий» и пройдет профессиональные пробы, которые организуют колледжи и компании — работодатели
- Получит индивидуальные рекомендации по выбору профессии и образования от профориентологов.
Что это даст моему ребенку?
- Подросток задумается о том, кем он хочет стать в будущем и что для этого делать сейчас;
- Узнает подробно о понравившихся профессиях из материалов проекта;
- Попробует профессии на практике и обдуманно выберет те, которые ему интересны больше всего;
- Получит индивидуальный совет от профориентологов и от специалистов тех профессий, которые ему понравились.
В результате он не только погрузится в профориентацию и задумается о будущем, но будет иметь четкое представление, куда он хочет поступить и кем стать. Давайте поможем нашим детям стать успешными взрослыми. Подробнее о проекте: bvbinfo.ru
Материалы и полезные статьи для родителей: https://bvbinfo.ru/catalog-articles
* Данные опроса Министерства просвещения в рамках программы «Билет в будущее» https://tass.ru/obschestvo/6454660
Современный мир — это мир стремительных темпов, новых возможностей, мир соблазнов и искушений. Не только соблазны и искушения современного мира могут нести опасности для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое, импульсивное. Многих родителей тревожит рискованное поведение подростков, потребность в риске, несмотря на то, что поиск риска характерен практически всем подросткам. Выделяют два типа рискованного поведения: Первый — когда подросток рискует с целью получения позитивного опыта для дальнейшей самостоятельной жизни. Это рискованное поведение, помогающее развивать определенные качества личности, добиваться поставленных целей. Второй — когда поведение, включающее виды деятельности, опасны для жизни и здоровья. К ним относятся употребление алкоголя, наркотических и психоактивных веществ, нарушение закона и т.д. Вы скажете, что это точно не про Вашего ребенка! Но так думают 99% родителей! Увы, не существует никаких гарантий того, что взросление Вашего ребенка обойдется без «второго» типа рискованного поведения.
Что необходимо знать родителю, чтобы разобраться в указанном вопросе ?! Фактор риска – социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение. Фактор защиты — обстоятельства, повышающие социально — психологическую устойчивость к воздействию факторов риска. Ребенок должен научиться рисковать в пределах границ безопасных для жизни, приобретать важные навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими трудностями. Задача родителей, вовремя заметить, распознать, вовремя предотвратить включения ребенка в ситуации опасные для его жизни! Социально — психологическое тестирование носит профилактический характер, и призвано удерживать подростков от «экспериментов» с наркотиками, от так называемой «первой пробы» и дальнейшего приобщения к потреблению. Социально — психологическое тестирование является необходимой мерой социального контроля, проводится на компьютере по Единой методике, состоящей из опросника по форме утверждений.
Социально — психологическое тестирование на выявление склонности к развитию вредных зависимостей — это мощное профилактическое средство! С какой целью проводится социально — психологическое тестирование? Тестирование позволяет оценить процесс становления личности обучающегося. Нормальное взросление и развитие — это достижение поставленных целей, получение образования и выход в самостоятельную жизнь! Однако, процесс может нарушаться!
Социально-психологическое тестирование проводится в образовательном учреждении согласно Приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально — психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях», и включает в себя два этапа: социально — психологическое тестирование и медицинский профилактический осмотр.
В результате совместной работы родителей , учителя – дефектолога и педагогов школы у ребенка с нарушениями зрения должны быть сформированы следующие навыки ориентировки в пространстве:
- Сформированность потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в собственных силах.
- Сформированность навыков использования в пространственной ориентировке сохранных анализаторов (осязание, слух, обоняние, остаточное зрение).
- Сформированность навыков осязательного и зрительно — осязательного обследования предметов и объектов;
- Наличие у обучающихся представлений об окружающем мире предметов, объектов и явлений;
- Повышение уровня физического развития обучающихся, развитие моторики, проприоцепции (ощущение положения своего тела) для свободного владения собственным телом в процессе самостоятельного передвижения;
- Владение приёмами и способами ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, на поверхности рабочей зоны, в брайлевском приборе, тетради и т.д.);
- Сформированность специальных умений и навыков, необходимых для самостоятельного овладения замкнутым пространством и ориентировки в нём;
- Владение навыками совместной ориентировки с взрослыми и сверстниками с сохранным зрением;
- Знание приёмов и способов пространственной ориентировки с помощью тифлотехнических средств (тактильная ориентировочная трость, звуковые маяки и т.д.);
- Сформированность начальных навыков мобильности;
- Развитие личностных качеств, необходимых для успешного овладения навыками пространственного ориентирования и мобильности, их практического применения: стремление к преодолению трудностей, упорство в достижении цели, преодоление страха пространства, формирование активной жизненной позиции;
- Развитие коммуникативных навыков, умение использовать их в решении задач пространственного ориентирования и мобильности.
Самая отличительная черта подросткового возраста — нестабильное эмоциональное состояние. Скачки настроения могут быть настолько резкими и быстрыми, что иногда “бывший” ребёнок за секунду сменяет крик на громкий смех. Поведение может меняться кардинально и ни от чего не зависеть. Даже малейший и незначительный повод, необдуманное слово или фраза способна привести подростка в ярость или в истерику. Вспышки гнева, злости могут быстро меняться ласковым и добрым поведением.
Юношеский максимализм во всей красе прямо расцветает в это время. “Всё или ничего”, “Сейчас или никогда”. Эти убеждения прочно закреплены в сознании и многие поступки основаны именно на таких установках. Упрямство достигает своих вершин именно в пубертат.
Инфантильность, нежность, плаксивость. Ребята очень остро реагируют на любые замечания, упрёки и фразы в свой адрес. Критика воспринимается настолько “близко к сердцу”, что иногда одно неверное слово мамы или папы способно полностью разрушить самооценку и отправить ребёнка в руки депрессии.
Это период, когда детство уже закончилось, а взрослая жизнь ещё не началась. Переходный момент считается самым сложным в жизни человека, потому что молодые люди пока не понимают, что полностью самостоятельными личностями они не являются. Это непонимание приводят к бунтам и ссорам со взрослыми, ведь они будут всеми силами доказывать, что они выросли.
В данном случае родителям ни в коем случае нельзя наказывать или высмеивать попытки ребёнка самоутвердиться. Для него очень важно, чтобы взрослые относились к нему как к равному, чтобы с ним считались. Любые попытки контроля и гиперопеки будут жёстко и агрессивно отклоняться. Часто ребят охватывает печаль, обида.
Появляется уверенность, что их никто не любит, не понимает. В этот момент начинает укрепляться авторитет сверстников, и мнение одноклассников становится важнее, чем мнение близких. Взрослеющий ребёнок имеет большую потребность в собственном признании в обществе друзей, школьников. Мнения и отношения коллектива становятся приоритетными. Для этого возраста характерна потребность в товарище, лучшем друге, подруге, который станет соратником, единомышленником, будет понимать и ценить.
Психологи выделяют 2 типа поведения:
- Кризис зависимости. Он проявляется в инфантильности, несамостоятельности подростка, полному послушанию и отсутствию собственного мнения.
- Кризис независимости. Основные его черты — агрессия, упрямство, непослушание, непризнание авторитета взрослых и окружающих, отрицательное отношение ко всему, желание делать по-своему.
Некоторые родители считают, что лучше пойти по пути зависимости. Так ребёнок будет ближе к взрослым, а им, в свою очередь, будет спокойнее за него. Тем не менее главная задача переходного возраста — это формирование самостоятельности, именно поэтому путь независимости будет лучше для формирования новой взрослой личности.
1. Взрослым нужно научиться распознавать наличие у ребенка признаков эмоционального неблагополучия, постараться услышать, как ребенок сигналит о своем перенапряжении, не игнорировать неблагоприятные симптомы, ожидая, что все пройдет само собой.
2. Каждый ребенок имеет определенный лимит физических и психических возможностей. Обязательно нужно изучить особенности конкретного ребенка и беречь его от непосильных нагрузок, умело распределяя и грамотно совмещая их с периодами отдыха для восстановления сил.
3. От стрессовых ситуаций ребенка оградить невозможно. Нужно развивать у него навыки стрессоустойчивости и оказывать ему необходимую поддержку.
Для этого, в первую очередь, нужно научить ребенка не терять оптимистического подхода к жизни ни при каких обстоятельствах. «Прорвемся!», «Нет худа без добра!», «Ну разве это такая большая проблема?» — такие фразы должны прочно войти в лексику ребенка, стать его жизненным кредо. Юмор и вера в свои силы – один из лучших способов профилактики и снятия стрессового напряжения в любом возрасте и у любых людей.
Можно научить ребенка смотреть на трудности в жизни с разных позиций: как бы отреагировал на это любимый герой книги или кино, Мудрец или Супермен. Ребенок должен понять и всегда помнить о том, что встречающиеся в его жизни трудности и проблемы проходящие и обязательно разрешатся, каждая проблема имеет несколько вариантов разрешения, а с ним рядом постоянно есть близкие люди, в любой момент готовые помочь и поддержать его.
4. Как правило, для того, чтобы выйти из состояния стресса, ребенок старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение. Одни дети для этого будут колотить игрушки или посуду, другие – кого-нибудь из окружающих, третьи – бегать, суетиться, кричать или слушать громкую музыку. Иногда дети начинают что-нибудь жевать, часто не чувствуя при этом вкуса пищи.
Не одергивайте ребенка, под страхом наказания заставляя его успокоиться. Такой способ взаимодействия с ним вызовет только дополнительное напряжение. Найдите полезный выход для накопившейся энергии ребенка с использованием физической силы по дому, в классе или на открытом воздухе. Пусть ребенок обязательно занимается активным спортом и чаще играет в подвижные игры с другими детьми.
5. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического и психического состояния человека. Ощущение здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству внутреннего комфорта.
Ребенку нужно обеспечить максимально комфортные условия труда и отдыха: длительный сон в хорошо проветриваемом помещении, правильно подобранный рацион питания, грамотно распределенные физические и интеллектуальные нагрузки согласно индивидуальным особенностям ребенка. Обязательным условием для оптимально благоприятного развития ребенка должно быть соблюдение специально разработанного для него режима дня.
6. Научите ребенка навыкам мышечного расслабления, приемам ауторелаксации, дыхательным упражнениям, вызыванию позитивных зрительных образов и др. Их можно найти в популярной литературе. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания.
Надежные способы снятия стрессового напряжения у большинства людей индивидуальны. Для одних это физическая нагрузка, для других – общение с природой, с близкими по духу людьми или искусством.
Подростковый возраст — самый сложный, но самый важный в становлении личности. В формировании самооценки взрослеющего ребёнка очень важную роль играет его семья, взаимоотношения в этой семье, стиль воспитания родителей. Родительские ценности, убеждения, моральные принципы, отношения к собственным детям, восприятие детей, в целом определяют позицию подростка к отношениям с людьми и к миру.
Согласно исследованиям психологов, на сегодняшний день одна из самых распространённых проблем общества — это внутрисемейные проблемы. Нарушение взаимоотношений между родителями и детьми часто приводят к негативным последствиям для психического развития подростка. Система воспитания, которая присутствовала в детстве будет взята за основу и перенесена во взрослую жизнь.
Считается, что различные травмирующие ситуации и переживания в детстве способны сформировать у ребёнка повышенную тревожность, отсутствие безопасности, доверия к миру и людям. У ребёнка может развиваться ощущение собственной ненужности, незначительности, беспомощности и подверженности опасности. Таким образом, дети лишаются уверенности в своей ценности, нужности. Они становятся ранимыми, обидчивыми, мнительными.
Самооценка — это то, как человек оценивает себя сам, свою внешность, свои возможности, таланты и умения. Самооценка может быть адекватной и неверной, ложной и правдивой, высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.
В раннем возрасте ребёнок чаще оценивает свои физиологические способности и качества. Например, я сильный или большой.
В подростковом возрасте самооценка выходит на первый план. В этот период молодые люди начинают оценивать себя как личность, которая наделена определёнными психологическими качествами. У них появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе и своих чувствах, оценить себя и сопоставить с окружающими.
Чтобы обеспечить устойчивую самооценку, подростки постоянно находятся в поисках одобрения себя, своих поступков и мыслей. Часто в погоне за тем самым одобрением общества, они могут жертвовать собственными нестойкими убеждениями и принципами. А всё лишь из-за страха быть не принятым в группу, клан. В этот момент один может стать беспокойным, неуверенным, ранимым. В то время как другой — зазнайкой, с завышенным самомнением. И здесь, как никогда нужна помощь и поддержка взрослого.
Ведь именно взрослый может показать ребёнку пути к самосовершенствованию, выходы из различных проблем, а также помочь поверить в себя. В случае усугубления проблем и сложностей с определением своего места в коллективе, подросток может стать жертвой буллинга, и если эту проблему быстро не решить его низкая самооценка закрепится и создаст серьёзные сложности во взрослой жизни.
Самооценка подростка формируется вследствие равнения на сверстников, на их убеждения, ценности. Требования и правила, которые присутствуют в кругу общения ребёнка влияют на его самоощущение прямо пропорционально. Это связано с тем, что в этом возрасте ещё полностью не сформировались и не укрепились внутренние, личные основы и принципы, на которые можно было бы опереться. И здесь опять важную роль играет взрослый.
В наше время общение всё чаще уходит в онлайн. Именно там подростки самоутверждаются, там общаются, знакомятся, там же может возникнуть травля, буллинг и шейминг. А сам формат общения закономерно вызывает зависимость от интернета и гаджетов. Очень важно соблюдать баланс между реальной и виртуальной жизнями вашего ребёнка. Старайтесь чаще выходить все вместе, сами контролируйте своё телефонное время.
Если в семье преобладают уважительные отношения, доверие к друг другу и поддержка, то у родителей есть реальная возможность и сила влиять на окружение ребёнка. Задача мамы и папы научить детей разбираться в людях, в их мотивации. А главное — научить оценивать свои личные поступки и их последствия.
Для родителей первоклассников:
- Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится — у него может что-то не сразу получаться.
- Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности на первом этапе обучения.
- Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
- Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
- У ребенка должно оставаться время для игровых занятий.
Для родителей пятиклассников:
- Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
- Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей.
- Поддерживайте авторитет учителя.
- Обсуждайте с ребенком его школьные дела, учебу и отношения с друзьями.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
Для родителей десятиклассников:
- Важно помочь ребенку научиться грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и внеучебных дел.
- Предоставить возможность ребенку обсуждать свои жизненные планы, не навязывая принятого заранее решения.
- Строить отношения с ребенком на новых — партнерских началах.
Для родителей выпускников:
- Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными: важно, чтобы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать в случае неудачи.
- Необходимо поддерживать у учащегося ощущение готовности к экзамену, отмечая затрачиваемые усилия и их результат.
- Через каждые 40-50 минут менять вид деятельности. При параллельной подготовке разных предметов желательно чередовать естественно-научные и гуманитарные дисциплины.
- Желательно, чтобы выпускник при желании имел возможность рассказать родителям выученный материал.
- Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам.
- Важно особенно внимательно следить за режимом питания ребенка.
Документы и файлы:
Памятка по дистанционному обучению
Рекомендации педагогам по организации дистанционного обучения
Новости:
12 апреля 2023 - Семинар “Доброшкола”
3 февраля 2022 - Всероссийская неделя профориентации