«Профессиональная подготовка детей с нарушениями в развитии».

Страница

Статья «Профессиональная подготовка детей с                  нарушениями в развитии».                                     

Проблемы профессионального самоопределения в специальной школе.

Современная социально-экономическая ситуация в стране характеризуется разномасштабными преобразованиями во всех сферах жизни, что сопровождается активными процессами разрушения привычных взглядов, убеждений, установок, ценностных ориентаций и замещения их новыми. В профессиональной сфере это проявляется в том, что престижными в нашем обществе сегодня становятся профессии отвечающие потребностям новых, нарождающихся форм экономики. Все это осложняет социально-профессиональную адаптацию особых детей. Выбирая профессию только по принципу ее престижности, «перспективности» и без учета собственных способностей, наклонностей, возможностей, молодой человек рискует оказаться в последующем профессионально неуспешным и попросту невостребованным, что в свою очередь провоцирует массу новых социальных и психологических проблем. Проблемы профессионального самоопределения всесторонне изучены в исследованиях Е. А. Климова,        Н. С. Пряжникова и других деятелей отечественной педагогики. Ими выявлено, что сущность профессионального самоопределения заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации.

Особенности незрячих и слабовидящих школьников.

Проблемы профориентации усугубляются при работе с незрячими и слабовидящими школьниками. Тяжелые формы нарушения зрения не только осложняют процессы познания окружающего мира, они затрудняют общение, в результате чего у детей нарушаются формы  поведения, происходит «перерождение и смещение социальных связей и условий»      (Л. С. Выгодский), следствием чего являются отклонения в развитии личности. Для многих незрячих и слабовидящих характерны определенные отклонения в развитии личности. Часто отмечается нарушения соотношения материальных и духовных потребностей с преобладанием материальных, сужение круга интересов, возникновение иждивенческих настроение (особенно в рамках интерната). Наблюдаются и неадекватные установки по отношению к самому себе (чаще завышенные, но бывает наоборот) и к окружающим (боязнь показаться жалким и навязчивым или повышенная требовательность).

Таким образом, на пути познания внешнего мира у данного ребенка стоят препятствия в форме патологии зрения и известной инертности мыслительных процессов, а недостаточная пытливость ума препятствует полноценному использованию сохранных анализаторов для познания окружающего мира.

Социально-педагогическая деятельность педагогического коллектива ТГКОУ школы-интерната № 33 III-IV вида в профессиональном самоопределении школьников.

Для того, чтобы обеспечить в полной мере устойчивую мотивацию таких обучающихся к выбранной профессиональной деятельности и их последующую успешную адаптацию в профессиональной среде. Помощь специалистов в процессе профессионального самоопределения учащихся носит комплексный социально-педагогический характер. Педагогическим коллективом ставится цель: постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного). Обучение и воспитание направляются на многостороннее развитие личности в различных областях деятельности. Основными компонентами подготовки учащихся к профессиям являются широкая ориентация учебной программы на профессии.

Учебно-воспитательный процесс в школе направлен на реабилитацию незрячих и слабовидящих детей. Оборудованы необходимые учебные кабинеты, где собраны специальные (рельефно-точечные) наглядные пособия, которые помогают конкретизировать представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, раздаточный материал, выполненный рельефно-точечным шрифтом. Для учащихся созданы все условия способствующие развитию их познавательных интересов и способностей. Все это помогает учащимся в выборе профессии. Развитие личности, характеров, наклонностей у учащихся можно наблюдать на протяжении многих лет. С первого класса учащиеся начинают посещать кружки, которые работают в школе. Кружковая работа помогает педагогам определить круг интересов у учащихся, их наклонности, индивидуальность и направить воспитанников в будущем при выборе профессии. В среднем звене ребятам предоставляется возможность более углубленно изучать те или иные дисциплины, развивая свои индивидуальные особенности. Такая комплексная педагогическая работа помогает воспитанникам уже в старших классах более осознанно выбрать тот или иной факультатив и углубленно изучать те дисциплины, знания которых будут необходимы учащимся при поступлении в учебные заведения.

Не каждая профессия доступна для овладения незрячим и слабовидящим школьникам. Педагогический коллектив школы-интерната № 33 г. Томска нашел свой путь в преодолении тех трудностей, которые возникают у воспитанников при выборе профессии. Налажено тесное взаимодействие с ВОС г. Томска, где учащиеся приобретают трудовые профессии и возможность трудоустроиться, а так же с Томским Фармацевтическим колледжем, на базе которого обучаются и получают профессию массажиста воспитанники школы интерната № 33. Надо отметить, что выбору этой профессии способствует специальная направленность в обучении, а именно более углубленное изучение курса биологии в старших классах и действующий на базе школы кружок массажа, где ребята имеют возможность ближе познакомиться с будущей профессией. Овладение именно этой профессией дает воспитанникам возможность при патологии зрения, полноценно использовать сохранные анализаторы, при обучении опираться на хорошо развитые тактильное и сенсорное восприятия. Выпускники школы-интерната № 33 работают в поликлиниках, реабилитационных центрах г. Томска, в санаториях-профилакториях областного значения. Профессия массажиста позволяет не только полностью адаптироваться и социализироваться в обществе, но и иметь стабильный заработок, кроме этого имеется реальная возможность постоянно корректировать свое здоровье на протяжении жизни.

Воспитанники школы-интерната успешно поступают в высшие и средние специальные учебные заведения г. Томска и за его пределами, становятся высоко квалифицированными специалистами и полноценными членами нашего общества.