Роль артпедагогики и арттерапии в межпредметном взаимодействии учебных дисциплин.

Страница

Роль артпедагогики и арттерапии в межпредметном    взаимодействии учебных дисциплин.

 

Михайлова С.М.

учитель биологии, музыки.
ТОГКОУ Школа-интернат №33 г.Томск.

Гуманистический подход к образованию требует от психологов, педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как  помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать  и взаимодействовать в нем? В процессе изучения новейших образовательных методик способствующих создать здоровьесберегающую образовательную среду мы остановились на методиках артпедагокикии арттерапии. Эти методики мы реализуем в рамках интегрированного курса «Биология, литература».

Особенностью школьников с нарушением зрения является недостаточная выразительность, интонационная обедненность их речи,  поскольку у таких учащихся ограничена информация об экспрессивной-мимической выразительности различных состояниях человека, его отношении к событиям. Процесс чувственного познания мира осуществляется  у школьников с нарушением зрения посредством знакомства с литературой, биологией-как наукой об окружающем мире. Эти учебные предметы предусматривают чтение и пересказ. Слабое развитие речи учащихся затрудняет осмысление учебного материала, ведет часто к механическому материала.

Предупреждение и преодоление этого достигается правильным сочетанием различных методик, дидактических приемов артпедагогики и арттерапии. Такой подход позволяет активизировать все сохранные зоны учащихся в образовательном процессе и сделать учебный материал  доступный для восприятия. В своей педагогической деятельности мы используем такие дидактические приемы, как: выразительный эмоциональный рассказ педагога, который вызывает сочувственное переживание;  методы стимулирования и мотивации  учения (дидактические игры, театрализация, создание ситуаций эмоциональных переживаний,  метод поощрения, метод создания ситуации успеха в учебе, игры, музтерапия, изотерапия и др.); метод арттерапии, который мы рассматриваем применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания( искусство, медицины, психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике, как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить  коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Артпедагогика способствует достижению следующих целей:

  1. Облегчает процесс учения и ребенку, и учителю.
  2. Дает социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, которые, естественно, нередко возникают в процессе общения педагога с учащимися.
  3. Дает возможность получить материал для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике.
  4. Позволяет прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми.
  5. Помогает наладить отношения между учителем и учениками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения.
  6. Содействует сохранению целостности человеческой  личности, воздействуя в первую очередь в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности.
  7. Содействует адаптации личности в социуме, следовательно, самопознанию, самоопределению, самореализации через приобщение к плодам творчества всего человечества в разных его ипостасях, через собственное творчество.

Изучение и использование учителем основ различных видов арт-педагогики является важным фактором повышения психолого-педагогической эффективности уроков, как для начальных, так и для учащихся средней общеобразовательной школы.

В арт-педагогике заключен мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности учителя и учащихся на уроке.

Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовать процесс интеграции научных и практических знаний из разных школьных дисциплин, что снижает учебную перегрузку детей; способствует овладению учеником механизмами самопознания, самовыражения, самообразования, самовоспитания, самоопределения.

Как показывает практика, по сравнению с мероприятиями, проводимыми по традиционным методикам, школьные коллективные дела, уроки и занятия, включающие арт-педагогические технологии, дают больший воспитательный, развивающий, обучающий эффект