Наши познания о нефти чаще всего ограничиваются тем, что это темная маслянистая жидкость из которой получают горючее (бензин, керосин, дизельное топливо) и еще то, что наша страна является одним из главных экспортеров этого природного ископаемого на мировом рынке. Для того чтобы расширить наши знания об этом интересном природном веществе, лучше разбираться в вопросах происхождения, состава, использования нефти я предложила ребятам проект «Нефть, как химическое вещество и предмет экспорта». В рамках этого проекта и понимания роли химии в промышленности и обществе в целом 15 марта 2016 года мною была организована экскурсия в академический институт, стоящий у истоков исследовательской и практической работы по изучению, добыче, переработке нефти. Наша экскурсионная группа включала: учащихся 8 класса, участников детского исследовательского проекта «Нефть, как химическое вещество и предмет экспорта» - учеников 9 и 11 классов. Представляю вам наш фоторепортаж:
Первое знакомство с заведующей музеем Ириной Германовной, основные сведения о залегании, добыче, переработке нефти в Томской области и на территории Сибири.
Какая же нефть была и уже вся добыта, и какой еще много осталось в западной Сибири. Рассматриваем образцы и разновидности нефти. От самой легкой, прозрачной до желтоватой, красноватой и до совсем темных ее сортов. Узнаем, как долго уже используются месторождения нефти в Томской области. Какая нефть представлена в большом количестве на территории Западно Сибирской нефтеносной платформы. Какие месторождения еще законсервированы.
С удивлением узнаем, что нефть не находится под землей, как артезианские или подземные воды, то есть она не заполняет полости или пустоты, а ее выжимают, выдавливают из различных горных пород, именуемых кернами. Это очень плотные образцы, напоминающие камни, именно в них и накапливается нефть, оттуда ее не так просто извлечь. Для этого бурятся дополнительные скважины, куда подается горячий пар или вода под большим давлением. Есть в экспозиции и наконечник бура, металлический трехголовый предмет, правда, сегодня используются более современные конструкции.
Как можно использовать нефть, кроме как сжигая ее в виде топлива? Что можно получить в результате нефтепереработки. Какую именно нефть для этого лучше использовать. Попутно еще узнаем, как улучшить нефтедобычу, повысить качество добываемой нефти. Изучаем экспонаты музея. Спрашиваем и уточняем свои знания о сланцевой нефти, рассматриваем образцы.
Задаем вопросы. Рассматриваем многочисленные награды и звания за заслуги в вопросах изучения нефти, полученные сотрудниками института. Приборы, созданные в институте, помогающие в добыче и изучении этого природного богатства. Осознаем всю важность изучения нефти и благодарим нашего экскурсовода.
Наконец, фотографируемся на крыльце института Химии нефти СО РАН довольные экскурсией и отмечаем ее высокую информативность. Выражаю искреннюю благодарность учителю географии Молчановой И.Е. за помощь и нашему бессменному фотографу Иутину Александру.