Выступление на педсовете 29.10.2014 г. по теме «Система организации коррекционного пространства в процессе обучения и воспитания слабовидящих и незрячих школьников».
С. М. Михайлова
учитель биологии
Процесс обучения и воспитания в нашей школе ставит перед нами не только определенные обучающие и воспитательные задачи, но и коррекционные. Образование коррекционного пространства, способствующего решению образовательных и воспитательных задач, я считаю в своей работе основной задачей. Тяжелые формы нарушения зрения не только осложняют процессы познания окружающего мира, они затрудняют общение, в результате чего у детей нарушаются формы поведения, происходит «перерождение и смещение социальных связей и условий» (Л. С. Выгодский), следствием чего являются отклонения в развитии личности. Для многих незрячих и слабовидящих, характерны определенные отклонения в развитии личности. Часто отмечается нарушения соотношения материальных и духовных потребностей с преобладанием материальных, сужение круга интересов, возникновение иждивенческих настроений (особенно в рамках интерната). Наблюдаются и неадекватные установки по отношению к самому себе (чаще завышенные, но бывает наоборот) и к окружающим (боязнь показаться жалким и навязчивым или повышенная требовательность).
Таким образом, на пути познания внешнего мира у данного ребенка стоят препятствия в форме патологии зрения и известной инертности мыслительных процессов, а недостаточная пытливость ума препятствует полноценному использованию сохранных анализаторов для познания окружающего мира. Наша задача организовать такое учебное пространство, при котором учащиеся не чувствовали бы этих препятствий и способствовало бы качественному усвоению программного материала.
Мне бы хотелось поделиться системой коррекционной работы, которая сформировалась путем исследований и внедрения в практику зарубежного и отечественного передового, педагогического опыта. В процессе этой работы были выбраны педагогические технологии, которые лежат в основе моей коррекционной работы. Коррекционная работа осуществляется поэтапно.
1 этап. Для того, чтобы понять специфику зрительной патологии каждого ребенка изучается анамнез. Каждое заболевание имеет характерные особенности зрительного восприятия, которые обязательно должны учитываться педагогом в процессе обучения. При работе с незрячими учащимися используются тифлометодики и системы обучения: рельефноточечный шрифт, методика 2-этапного обследования (1 этап – осуществляется общеознакомительным беглым обследованием в целом. Учитель указывает начальный пункт обследуемого предмета. 2 этап – уточняющее восприятие с выделением существенных (главных) признаков изучаемого объекта) использование тифлосредств.
Наши учащиеся как правило имею сопутствующие отклонения в развитии. Как следствие этих заболеваний, у всех учащихся отмечаются психологические особенности эмоционально – волевой сферы: медлительность, рассеянность внимания, быстрая утомляемость, возбудимость, раздражительность, агрессии, нарушение мыслительных процессов и т. д. Несформированности ОУУН выявляются на втором этапе.
2 этап. Выявление несформированностей ОУУН у каждого учащегося осуществляется с помощью пед. технологии Мониторинг результативности образовательного процесса, в рамках педагогического проекта. Результаты мониторинга заносятся в индивидуальные карты, определяется уровень каждого учащегося с целью оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
При подготовке к урокам учитываются все перечисленные аспекты и подбираются задания таким образом, чтобы у каждого ученика была возможность реализовать себя. Это позволяет осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход в преподавании биологии. Каждый ученик обучается на своем уровне (1, 2, 3), которые определяются мною в начале учебного года. Мониторинг учебного процесса осуществляется и корректируется в течении всего учебного года.
3 этап. На третьем этапе осуществляется подбор и внедрение в практику технологий, методов, приемов и т. д., способствующих коррекции тех несформированных ОУУН, которые были выявлены в результате мониторинга. Все педагогические приемы, методы используются гармонично с учебным материалом, помогая более качественному его усвоению.
В системе мною используются (кроме перечисленных) информационно – коммуникационная технология (компьютерная демонстрация с использованием интерактивного режима); технология уровневой дифференциации; проектно-исследовательска
На мой взгляд, эти технологии очень гармонично переплетаясь дополняют и обогащают друг друга, способствуют интеграции учебного процесса и формированию метапредметного мышления у учащихся.
Положительная динамика формирования ОУУН, о которой свидетельствуют результаты мониторинга говорят о том, что такой системный и комплексный подход в коррекционной работе мною выбран правильно, но требует еще доработок.